Курс USD 87.13 / 87.60
Курс EUR 101.08 / 102.08
Курс RUB 1.077 / 1.103
Курс KZT 0.141 / 0.172
USD USD
87.13 / 87.60
EUR EUR
101.08 / 102.08
RUB RUB
1.077 / 1.103
KZT KZT
0.141 / 0.172

От регулирования до РОН: Как Нацбанк КР обеспечивает надежность банковской системы

О надзорных функциях Нацбанка, являющихся ключевым элементом для поддержания устойчивой финансовой системы в Кыргызстане, внешнем надзоре и инспекторских проверках рассказал глава Управления банковского надзора НБ КР Улан Капаркул уулу.
От регулирования до РОН: Как Нацбанк КР обеспечивает надежность банковской системы

- Какие надзорные функции исполняет Национальный банк?

- В соответствии с конституционным законом КР «О Национальном банке Кыргызской Республики», для осуществления одной из основных задач Нацбанка по обеспечению эффективности, безопасности и надежности банковской системы КР Национальный банк выполняет ряд надзорных функций:

  • регулирование и надзор за банковской системой КР, в том числе за деятельностью банков и банковских групп; 
  • регулирование и надзор небанковских финансово-кредитных организаций и иных юрилиц, поднадзорных Национальному банку; 
  • надзор за платежной системой (оверсайт), способствующей эффективной и безопасной работе платежной системы Кыргызстана; 
  • регулирование и мониторинг деятельности временных администраторов поднадзорных Нацбанку лиц и ликвидаторов банков, а также небанковских ФКО, определяемых регулятором; 
  • надзор за соблюдением лицами, поднадзорными НБ КР, законодательства КР в сфере защиты прав потребителей банковских и платежных услуг; 
  • разработка и издание НПА в соответствии с конституционным законом и банковским законодательством страны.

- Расскажите подробнее о регулировании и надзоре за банковской системой республики?

- Надзор и регулирование за банковской деятельностью состоит из совокупности мероприятий, осуществляемых Национальным банком с момента открытия банка и выдачи ему лицензии до прекращения деятельности банка.

Цель банковского надзора - обеспечение стабильности и надежности банковской системы КР, защита интересов вкладчиков, соблюдение банковского законодательства КР. При этом Нацбанк не вмешивается в деятельность банков, за исключением случаев, предусмотренных законодательством КР.

Для осуществления надзора Нацбанк издает нормативные правовые акты, которые являются составной частью банковского законодательства Кыргызстана, с принятием во внимание международных стандартов банковского надзора и регулирования, включая стандарты Базельского комитета.

Национальный банк устанавливает экономические нормативы и требования по минимальному размеру капитала, уровню необходимой ликвидности, требования по ограничению валютного, кредитного, операционного и других рисков.

- Каким образом ведется банковский надзор?

- Банковский надзор осуществляется посредством проведения внешнего надзора и инспекторских проверок деятельности банков на местах, а также посредством издания регулятивных норм. Для оценки деятельности банков Национальный банк использует риск-ориентированный надзор (РОН).

- Что представляет собой РОН?

- Риск-ориентированный надзор - это надзор, основанный на опережающем подходе по оценке рисков в деятельности банка и качества управления ими со стороны банка для определения точки наибольшего риска в его деятельности. Одной из главных целей риск-ориентированного надзора является последующее надзорное внимание на те участки деятельности банка, где наблюдаются наибольшие риски. 

Кроме того, РОН способствует эффективному распределению надзорных ресурсов. Он включает оценку рисков в деятельности банка путем количественного, качественного анализа, основанного, в том числе, на профессиональных оценках ответственных сотрудников Нацбанка, а также применения индивидуального подхода к банку с учетом его характера, риск-профиля и значимости.

- Раскажите о видах рисков, присущих банкам?

- В работе банков важно не избежание рисков, а умение управлять ими! Банки подвержены кредитным рискам (неисполнение клиентами своих обязательств перед банком), рыночным рискам: валютный риск и риск процентных ставок (риск снижения стоимости активов вследствие изменения рыночных факторов), операционным рискам (связанным с выполнением бизнес-функций, включая риски мошенничества и внешних событий), а также рискам информационной безопасности, ликвидности и другим. 

Все виды рисков взаимосвязаны и оказывают воздействие на деятельность банка.

- Чем отличаются внешний надзора от инспекторских проверок?

- Внешний надзор за банками осуществляется дистанционно, на постоянной основе, посредством анализа деятельности банков по представленным отчетам и другой информации, а также взаимодействия с органами управления банка по основным направлениям деятельности банка.

Инспекторские проверки деятельности банка проводятся периодически, посредством направления в банк уполномоченных сотрудников Национального банка. 

В рамках инспекторской проверки осуществляется оценка финансового состояния банка, качества и эффективности управления рисков, которые влияют на устойчивую и безопасную деятельность банка, достоверности регулятивной отчетности банка, выполнения банком предписаний, требований и рекомендаций НБ КР, соблюдения банком норм банковского законодательства КР, выполнения других обязанностей и требований, установленных банковским законодательством республики.

При этом проверки могут быть комплексными, когда проверяется подверженность деятельности банка всем присущим рискам, и целевыми, когда проверяются отдельные риски, наиболее существенные в деятельности банка.

В рамках внешнего надзора и инспекторских проверок к банкам могут быть применены соответствующие меры воздействия. 

- Какие это меры? 

- Согласно законодательству КР, Национальный банк может применить меры воздействия к банку, его акционерам и должностным лицам. Целями применения этих мер являются оперативное реагирование, корректировка и устранение проблем в деятельности банка или банковской системы в целом.

Основаниями для применения различных мер воздействия могут стать несоблюдение норм, требований и ограничений, установленных банковским законодательством КР, а также нарушения законодательства в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.

Меры воздействия могут быть представлены в виде:

  • предписания банку об устранении нарушения;
  • наложения штрафа на банк или должностное лицо;
  • выставления требований о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению;
  • установления ограничений или запрета на осуществление отдельных видов банковских операций;
  • другие меры.

Напомним, ранее в Управлении банковского надзора НБ КР рассказали о надзоре и регулировании НФКО и обменных бюро, а также видах инспекторских проверок.

Комментариев нет. Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.